Здравствуйте.

Совместные закупки SP.BERMAMA.RU находятся по адресу http://sp.bermama.ru/
Войти на сайт SP.BERMAMA.RU по ссылке http://sp.bermama.ru/ucp.php?mode=login
Зарегистрироваться для участия в закупках можно по ссылке http://sp.bermama.ru/ucp.php?mode=register

Внимание! Сайты bermama.ru и sp.bermama.ru разные. И если вы никогда не регистрировались на SP.BERMAMA.RU сделайте это сейчас.

Небольшие подсказки по регистрации на сайте sp.bermama.ru

Имя пользователя (должно быть от 3 и до 20 знаков) - придумайте себе ник или укажите ваше Имя и Фамилию
Адрес email - указываем свой адрес электронной почты
Подтвердите email - пишем тут свой адрес электронной почты еще раз (защита от опечатки, мало ли)
Пароль (должен быть длиной от 6 до 100 знаков) - указываем здесь свой пароль. Не указывайте его слишком простым.
Подтвердите новый пароль - пишем тут свой пароль еще раз (защита от опечатки, мало ли)
Язык - выбираем русский
Часовой пояс - +6 (Екатеринбург)
Обязательно ответьте на защитный вопрос!

После нажатия на кнопку регистрация вам на почту придет письмо, в котором будет ссылка для активации аккаунта. Кликните по ней. В противном случае, вы не сможете зайти на сайт.

Все равно не удается зарегистрироваться? Напишите нам на admin@bermama.ru Поможем!

icq: 573609925, e-mail: admin@bermama.ru
Лента блогов
Наши спектакли. "Драматический театр "Бенефис" для детей и молодёжи""Драматический театр "Бенефис" для детей и молодёжи"
Приглашаем на музыкальную сказку!
13 апреля - начало в 12.00
"Волшебные валенки"

Телефон: 26-36-46; 26-48-86
В ДК им. Ленина
Цена билета: детский - 120 руб.
взрослый - 120 руб.
всего по не многуДневник сыночка, или "Как меня ждали".
Дневник сыночка, или "Как меня ждали".

14 февраля. Сегодня мои родители подарили мне жизнь. Правда, сами они пока об этом не знают. Но я уверен, они очень обрадуются. Таких, как я называют "дитя любви", ведь папа и мама безумно любят друг друга.

25 февраля. У мамы появились первые подозрения, но она в больших сомнениях. Папе ничего не говорит. Скажи папе, я тебе говорю!! Не говорит... Пошла, тест купила.

4 марта. У мамы две полоски на тесте. Она не верит своему счастью и скачет по ванной комнате. Остепенись, ты теперь женщина в положении. Написала папе смс: "Надо серьезно поговорить". Глупее-то ничего не могла придумать. Папа все равно догадался, заявился домой с хитрой улыбкой. Мама говорит: "Кажется, у нас будет ребенок". Эй, что значит "кажется"? Я не кажусь, я есть!

6 марта. Уже все бабушки и дедушки знают обо мне. Все мне рады, особенно папа.

7 марта. Мама поплелась в женскую консультацию. Не мните меня!! Уф...

23 марта. Что-то все слишком гладко все идет, на-ка тебе, мамочка, токсикоз. Я все-таки мальчик, а не девочка, как ты наивно думаешь.

1 мая. Какая я вам девочка? Вон папа правильно говорит: "Будет мальчик". На-ка тебе, мамочка, волосы на животе. Мальчик, я мальчик!!

4 мая. Мама идет на УЗИ. Нате, смотрите, доктор. "Похоже на мальчика" — говорит доктор. Слава богу, рассмотрел. Ну, мамочка не разочаровывайся, я же тебя люблю. И токсикоза больше не будет.

7 июня. Порадовал маму первым толчком. Папа приложил свою лапу на живот, пытается меня ощутить. Папа, я здесь!!

20 июня. О нет, они решают, как меня назвать. Какой Максим? Мама, ты с ума сошла? И Костей я быть не хочу! Мама говорит папе: "Если это точно мальчик, то будешь сам имя выбирать". Конечно, мальчик, а кто ж еще?

29 июня. Папа предлагает назвать меня Димой. Я согласен. Мама мнется. Мама! Мы с папой уже все решили!

4 июля. Сегодня маме точно сказали, что я мальчик. Теперь меня кроме как Димой не называют. Папа рад, но в этом не сомневался.

1 сентября. Мама поплелась учиться. За парту не поместишься! Смотри-ка, поместилась... Студентка...

4 сентября. Каждый из маминых одногруппников считают своим долгом поинтересоваться, как меня назовут. Да меня уже назвали! Дима я. Тема закрыта.

10 сентября. Ух, какая интересная лекция. Мама, а я кушать хочу, когда там перерыв?

29 октября. Какой роддом? Доктор, о чем вы? Не хочу я еще к вам, мне и тут хорошо!

31 октября. Ну, приехали мы в роддом и что? Тут скучно, папе дома тоже скучно.

1 ноября. Хочу видеть папу! Мама! Я хочу к папе! Я собираюсь родиться! Мама!! Она спит! Она думает, это не схватки, она думает, рано еще. Нет уж, я хочу к папе! Звони папе. Зови акушерку. Вот. Нас переводят в родзал. Да не трясись ты, я и сам боюсь. Папа приехал! Мама держит папу за руку. А если она тебе ее сломает, она же от боли не соображает ничего. А я уже на подходе! Мама, ты зачем папу выгнала?!

1 ноября, 22.50. Я родился! Меня положили к маме на живот. Где там мамина грудь? А, вот! Нашел сосок, взял в кулачок... И уснул. Хорошо хоть, папу позвали. Я ему очень понравился, он меня даже сфотографировал.

Такие вот дела, мама и папа. Теперь у вас есть я!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
ОдуванчикиАйфоново детство.
Начну издалека. Лет с трех. Хотя, на самом деле, еще раньше: полтора года.

Я вышла из кабинета за кипяточком и застала окончание громкой сцены у стойки администратора: молоденькая мама отрывает от своей ноги малюсенькую девочку, прям вот по одному пальчику отцепляет, при этом комментирует: «И ведь не отклеится, пока телефон ей не отдам! Не дам, я сказала, он мне самой нужен!». Девочке чуть больше года, но орет она громко и выразительно: «Играть дай! Играаааать!».
А я-то гадала – кого здесь на части режут?

Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера?
Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать – не сажать ребенка к экрану. Совсем.

История вопроса

Давайте откинемся в кресле и вспомним, как протекало хотя бы наше собственное детство.
От нуля до полутора лет: ребенок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Его развлекают силами всей семьи, иногда оставляют поплакать в одиночестве, пока мама принимает душ или посещает туалет. В случае тяжких жизненных обстоятельств младенца отправляют в ясли, где обстановка примерно та же, минус семья. Стукается головой обо все, обрушивает на себя гору выглаженного белья, сладострастно тискает кошку, потом рыдает, что она царапается…

С полутора до примерно трех лет: ребенок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается самозабвенно в грязи, собирает окурки и тащит их в рот, кидается песком, падает и встает, пытается выковырять глазик у собачки, подбрасывает мертвую птичку, чтобы она полетела… От трех до пяти. Стоит полдня как замороженный перед открытыми воротами гаража, в котором чинят машину. Сидит, болезный, на подоконнике, замотанный в одеяло и наблюдает за уличным движением. Помогает маме в субботу мыть пол, потом папе – выбивать ковер на снегу. Засыпает там, где застало, пока мама мечется, как подстреленная, в поисках пропажи. Ездит с родителями на дачу на четырех видах транспорта, это практически кругосветное путешествие…

Идет в школу в семь лет, там друзья, футбол после уроков, приходит, когда уже темнеет, грязный до невозможности и голодный как волк, засыпает над уроками. Гоняет на велосипеде, исследует чердаки и подвалы, попадает в неприятности, теряет сменку, портфель, куртку… Ходит в авиамодельный кружок и на хоккей зимой, берет книжки из «Библиотеки приключений», читает их по ночам и в туалете, бредит капитаном Бладом и Робин Гудом…

Его жизнь насыщена событиями и свершениями, она требует напряжения всех сил души и тела. Иногда он вскакивает ночью с открытыми и бессмысленными глазами, что-то горячо бормочет и падает обратно в постель, как убитый воин. Он фантазирует, шепчет себе под нос, когда медленно плетется домой после уроков вдоль трамвайных путей. У него есть свои «места силы», ларек с мороженым или окошко булочной, помойка – источник неисчислимых сокровищ. Он знает дворы, в которые не надо заходить, и подъезды, в которых можно переждать грозу. У него есть друзья среди взрослых и враги среди детей.

Это волшебный, совершенно реальный мир.
В отличие от цифрового нынешнего.

Матрица. Загрузка.

Теперь смотрим, как живет нынешнее поколение.
От нуля до полутора разница невелика, разве что у мамы больше свободного времени (да здравствуют памперсы и стиральные машинки!) и масса тревоги. Поэтому ребенок в основном пристегнут: к коляске, к маме, к стульчику… о том, чтобы спокойно поползать по двору и речи быть не может. Кругом опасность, грязь, шприцы и собачьи какашки. Разве что на море можно дорваться до чистого песочка, но это не всем удается. Чтобы выжить с ребенком в современной городской квартире придуманы разнообразные приспособления, игрушки, развивалки, отвлекалки. Все для того, чтобы не дать ребенку самостоятельно исследовать окружающий мир.

А ему скучно, отчаянно скучно. Ему хочется карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать. Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях. Ладно, предположим, что маме хочется приготовить обед. Но, если честно, приготовлению обеда, стирке, глажке, мытью полов ребенок мешает не так сильно, как сидению в интернете.

Поэтому как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения ему вручается старый телефон, или планшет, или, если уж совсем все плохо, включается телевизор.
О, отлично, теперь он занят и у мамы есть полчаса для себя.

Еще мы практически поголовно пересели на машины. Если раньше детей спокойно возили в общественном транспорте (другого-то не было), то теперь одна мысль, что деточка будет находиться в одном объеме с толпой ужасных и (скорее всего) заразных людей, вызывает панику. Поэтому ребенка возим ТОЛЬКО в машине. Ага, по пробкам. И очень скоро становится понятно, что ребенку в машине тоже скучно. И он скандалит и буйствует. А отвлекаться от дороги очень и очень опасно. Поэтому, и только из соображений безопасности, ребенку отдается на растерзание айфончик с Фруктовым Ниндзей.

Очереди в детскую поликлинику, метро, электричка, любая ситуация ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться – электронный друг выручит вас везде! Это отличный способ

- добиваться послушания (Если ляжешь без капризов – дам поиграть)
- наказывать и угрожать (Будешь себя так вести – отберу айпад)
- получать передышку самим
- делать подарки
- и даже стимулировать хорошую учебу (четверть без троек – и получишь пятый айфон на Новый Год).

Вопли «Почему он ничем не интересуется, ничего не хочет, никуда не ходит и с нами не общается?!!» начнутся немного позже, годам к 12. Еще немаловажный аспект темы. Каких-то 15 лет назад дети массово наблюдали повседневную жизнь родителей: работу, занятия домашним хозяйством, даже в магазин детей брали чаще. Я сужу об этом на основании детских рисунков. В 1994 году диагностический рисунок «Семья» изображал обычно или «мама на кухне, папа на диване перед телевизором, я в своей комнате катаю машинки», или «мама, папа, я, взявшись за руки гуляем по улице».

Сегодня рисунки детей показывают, что даже у кошки есть свой айпад. Все сидят, уткнувшись в мониторы. Безрадостная картина, как сказал ослик Иа-Иа.

Научить детей жить

Согласитесь, это же и есть наша основная задача как родителей, конечная цель наших воспитательных усилий: за годы детства и отрочества подготовить детей к самостоятельному выживанию в современном мире. По большей части, мы это делаем, и делаем неплохо. Даем образование, заботимся о здоровье, стараемся окружить хорошими людьми и вещами.

Но обучение идет главным образом на собственном примере. Так что же видят наши дети? Наши спины, закрывающие экраны компьютеров? Они не ходят на работу к родителям (за очень редким исключением), мало проводят времени на улице в свободном поиске, хотя это абсолютно необходимо для их роста,у них нет ни поводов, ни возможностей познавать мир и себя. Сегодняшние городские дети живут в стерильном мире компьютерных технологий, виртуального общения и игровых схваток.
То, что в специальной литературе называется «ролевые игры» - в дочки-матери, казаки-разбойники, просто воссоздание любого вымышленного сюжета, начинающегося со слов «давай, как будто ты…» - сегодня перенесено во всемирную сеть и заключается в основном в уничтожении представителей загробного мира.

Я не знаю, как их оторвать от мониторов. Альтернатива миру, где ты всемогущий Герой, должна быть настолько привлекательной, чтобы ребенок захотел повернуться к ней лицом. Что вы можете предложить? Это же вам самим придется закрыть комп, выйти из Сети, отключить все гаджеты…

Вспомнить свое детство, выстрогать из брусочка «чижа» и найти подходящую биту. Порыться (ну ладно, разрешаю порыться для благого дела) в Интернете и найти все фигуры в «резиночку». Зайти на сайт Игроведа и купить Диксит или Монополию. Но играть-то все равно придется ВАМ самим, людей пока с доставкой на дом не привозят. Вы готовы?

Вы готовы терпеть его наркоманские ломки на отмену компа, выдерживать волны агрессии в свой адрес, попытки шантажа («Я сейчас в окно выброшусь, если ты не отдашь мне планшет!»)? вы сможете каждый вечер, невзирая на усталость после целого рабочего дня, общаться с подростком, который и общаться-то не очень хочет? Гулять с ним, беседовать, ходить в гости и принимать гостей у себя?

Вам придется учить его заново, показывать все возможности нашего мира, налаживать отношения. Выносить тревогу и депрессию – ведь любой отказ от привычного удовольствия ведет сначала к депрессии. Научить его гулять, играть, готовить еду, покупать продукты, смотреть на закат, читать вслух про «Трое в лодке», тихо болтать в машине, подпевать старым группам. Сейчас он ничего этого не умеет, в ушах у него наушники, руки заняты кнопками на экране. Вы еще помните, что письмо можно распечатать, и не с помощью принтера. И что игра – это когда друзья видят глаза друг друга.

Ведь это и есть НОРМАЛЬНАЯ жизнь, такая, какой она должна быть.
Если выключить компьютер.

Демина Катерина Александровна.
Журнал "Наша психология", №2, 2014
лёлик +1 2 комментария
всего по не многуРодственные связи. Кто кому кем приходится?
РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ: ЖЕНА БРАТА — КТО ЭТО? СНОХА — ЧЬЯ ЖЕНА?
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Чужих детей не бываетНУЖЕН ПОДРОСТКОВЫЙ ПСИХОЛОГ
ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, ГДЕ В СОЛИКАМСКЕ НАЙТИ ХОРОШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ПСИХОЛОГА?ОЧЕНЬ НУЖНО.
Всем привет, ДЕВОЧКИ давайте СДЕЛАЕМ свою ФИГУРУ красивой, Скоро весна!!!!ХУДЕЕМ ВМЕСТЕ!!!
cheerleading ДЕВОЧКИ Я ИЩУ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ, КТО ХОЧЕТ К ВЕСНЕ БЫТЬ СТРОЙНЯШКОЙ...ДАВАЙТЕ ПОДДЕРЖИМ ДРУГ ДРУГА!!!!! Я ДВА ГОДА НАЗАД НА БЕРМАМЕ С ДЕВОЧКАМИ СБРОСИЛА 17 КГ И ВЕС ДЕРЖАЛСЯ ДВА ГОДА...
helen29 0 1 комментарий
Чужих детей не бываетДЕТЯМ НУЖНА СЕМЬЯ
Яна Ухова поделилась фотография Благотворительный фонд "Константа".
ДЕТЯМ НУЖНА СЕМЬЯ / ПОЖАЛУЙСТА, СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ

Братья Максим и Вова Г. в данный момент находятся в одном из госучреждений Тверской области. Они недавно попали в детдом и очень тяжело адаптируются к новой обстановке. МАЛЬЧИКИ СОВСЕМ ДОМАШНИЕ, ИХ НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ В ДЕТСКОМ ДОМЕ! Очень живые, общительные, контактные. Их еще не успела сломать казенная среда. И пока этого не произошло, пока у них живые глаза и к ним не пришло осознание того, что они никому не нужны, надо спасать. Просим репост.

Максим родился в декабре 2001 года, Вова - в ноябре 2003.
Возможные формы устройства: опека, приемная семья.
Поддержку и сопровождение в их семейном устройстве осуществляет Благотворительный фонд "Константа".
8-901-578-34-13 (Москва),
8- 4822-79-66-15 (Тверь). Спасибо!
ДЕТЯМ НУЖНА СЕМЬЯ / ПОЖАЛУЙСТА, СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ

Братья Максим и Вова Г. в данный момент находятся в одном из госучреждений Тверской области. Они недавно попали в детдом и очень тяжело адаптируются к новой обстановке. МАЛЬЧИКИ СОВСЕМ ДОМАШНИЕ, ИХ НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ В ДЕТСКОМ ДОМЕ! Очень живые, общительные, контактные. Их еще не успела сломать казенная среда. И пока этого не произошло, пока у них живые глаза и к ним не пришло осознание того, что они никому не нужны, надо спасать. Просим репост.

Максим родился в декабре 2001 года, Вова - в ноябре 2003.
Возможные формы устройства: опека, приемная семья.
Поддержку и сопровождение в их семейном устройстве осуществляет Благотворительный фонд "Константа".
8-901-578-34-13 (Москва),
8- 4822-79-66-15 (Тверь). Спасибо!https://www.facebook.com/336413643157784/photos/a.339156952883453.1073741828.336413643157784/440427292756418/?type=1
Файл "https://www.facebook.com/336413643157784/photos/a.339156952883453.1073741828.336413643157784/440427292756418/type1" не найден!
Чужих детей не бываетИскалеченные Системой-это касается и дд в Соликамске
1 июня, День Защиты детей. Он широко отмечается в нашей стране, в парках города проводятся различные мероприятия, чиновники говорят праздничные речи. Вспоминают и про детей из детских домов. Спонсоры привозят им конфеты и игрушки, вручают шарики и мороженое. И мало кто вспоминает о том, что КАЖДЫЙ день пребывания ребёнка в детском доме несёт огромнейшие изменения в его психике. Существующие в России закрытые учреждения представляющие собой систему государственного содержания сирот, приводят к явлениям социальной депривации и госпитализму (вялость, апатия, безразличие, задержка в развитии) у детей и подростков. В русский язык он пришел из английского — deprivation и означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей».

Это глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая вследствие дефицита общения и воспитания. Нормой эта депривация ни в коем случае быть не должна, но при этом она есть у такого количества «государственных» детей, что это является нормой для такого ребенка.

Мы собрали письма приёмных родителей, которые могут только догадываться, что происходило с их детьми.

Из писем родителей:

«Мой ребенок, которого я забрала из ДР в 2 года, полностью воспитан системой. Получила я дочь 74 см ростом, 8 кг весом, плохо ходящую, вообще не говорящую, почти лысую. Ела она только протертую пищу, не знала, что такое горячее — холодное, до истерики боялась всего: мужчин, домашних животных, открывающихся дверей, ванной, горшка, ветра, поездок в машине. Заходилась в крике так, что вдохнуть не могла. До остановки дыхания и синих губ. Когда дыхание останавливалось я ей дула в рот. Или водой холодной брызгала, если вода была. Она не понимала, что можно попросить что-либо. Единственной ее физической активностью было качание. И сосание пальца. Она все время качалась. И сосала палец. И в ДР мне говорили, что это — собесовский ребенок. Прошло 2 года и 8 месяцев семейной жизни. При том, что ребенок крайне сильно развился, забегал, заговорил, освоился, перестал истерить, у нас сохраняются качания и сосания пальца. И ЗПР. И крайняя эмоциональная лабильность — дочь впадает в отчаяние моментально по любой ерунде. И коммуникативные проблемы. И все это разительно заметно на фоне домашних детей в детском саду. Она — странная. И я уверена, что этих проблем не было бы, не находись она до двух лет в холодной эмоциональной изоляции в ДР. Если бы ее брали на руки.., если бы с ней разговаривали.., если бы ее ласкали.., если бы.., если бы…»
«Детка нам досталась в 5 лет — ростиком 95 см, весом 13 кг. Говорила очень плохо, мало и совсем не понятно. Очень маленький был и активный, и пассивный словарный запас. При этом был весьма приличный запас матерных слов. Даже более чем))). Ходила еле-еле, не могла пройти за раз больше 500 метров. Физически совсем слабая, не умела бегать, прыгать, лазить по лесенкам. Ела с большим трудом, жевать и нормально глотать не умела, первые пол-года — ела в основном перетертую пищу (в 5! лет). В хлам заниженная самооценка, говорила: "я ду(р)а", "я тупа(я)". Не умела рисовать, слушать книжки, заниматься хоть чем-то. Безумно истерила с невероятной аутоагрессией — вырывала себе ресницы, разрывала свои губы в кровь. Полностью отсутствовал инстинкт выживания — если упала, даже не пыталась встать. Боялась дико всего: шума, улицы, людей. Не умела расчесываться, чистить зубы, подтираться. Массажистка сказала, что у нее недоразвиты мышцы — это "потолочный" ребенок, который все свое младенчество просто лежал и смотрел в потолок».
«Моей скоро 8 лет, сосет палец до сих пор. В основном во сне, но иногда и днем тоже, когда расстроена. В ДД сосала палец практически беспрерывно, половина праздничных фоток с пальцем во рту. Постоянная агрессивно-оборонительная позиция, несколько месяцев кидалась на нас, как цепная собака, норовила спровоцировать ответную агрессию. Называла меня 50 на 50 — или мама, или гадина. Словарный запас ничтожный, из того, что говорят вокруг, практически ничего не понимала, не знает до сих пор элементарных слов и понятий. Очень характерная привычка "выключаться" — просто не воспринимает обращенную речь и все. Закрылась. Полгода не могла расслабиться при мытье головы. Говорит, что голову мыли всегда очень больно (ну в резиновых перчатках — оно и понятно, что больно)».
«Забирала сына в 2,2 из очень хорошего ДР — отличнейшие условия, красота в помещениях и на площадках. С детьми даже гуляли, даже с колясками, дети постарше вообще на площадках резвились. Самолично видела, как детки постарше (видимо годам к 3-4) ходили на муз занятия — пели, танцевали. Имеется в наличии дефектолог — вроде занимается, но лично не видела. И вот из таких шикарных условий… В 2.2 не говорил, т.е. абсолютно, не было даже звукоподражания. На обращенную речь реагировал слабо, на имя — вообше не реагировал (думается мне, что не знал). Из соцжестов только указательный. Не кивал в ответ "да" и "нет" и НЕ ПОНИМАЛ, когда я ему кивала-мотала головой. С игрушками не играл, он их вообще не видел. Ночами кричал, качался постоянно. Ел все, что не прибито, до рвоты. Невозможно было при нем готовить — орал дурниной, не мог ждать еду — спасалась микроволновкой и ночной готовкой. Боялся громких звуков, дождя. Что такое горшок не знал, помню, что месяца через три только понял откуда что из него в горшок выливается — помню удивленные глаза. Опять же привычки "выключаться" — если что не по нему — взгляд куда-то внутрь себя и качаться… выводить было бесполезно, только ждать, пока сам отойдет. Отлично знал и понимал следующие слова "спать" — просто падал, как подкошенный, и засыпал (я такое видела впервые); "всё" — послушно отдавал тарелку, даже если еще не доел».
«Дефектолог мне говорила, что моего привезли "улыбашкой", таким лучезарным. Замкнулся он где-то через год. Говорила, что сильно ушел в себя, когда его стали переводить из группы в группу. Он, кажется за 1,5 года сменил три группы — сначала группа детей до года, потом по контакту, видимо отдельно была группа, потом уже по возрасту из которой я его и забрала».
«Ребенок в 13 лет максимум тянет на 10 лет интеллектуально. Не умел самостоятельно вести дневник, учить уроки. Словарь — катастрофически мал для подростка, при всем старании не понимает никаких текстов в учебниках, будь то литература или биология. В ДД попал в 5-6 лет (то есть 7 лет прожил в системе). В ДД его любили, наряжали, развлекали, очень хотели, чтоб он попал в семью — то есть это был совсем неплохой ДД (в Кировске). Заметно, что боится старших по возрасту подростков — бросил из-за этого секцию, сказал — там старшеклассники. Боялся поехать в лагерь (собственно, летом и не поехал, как ни уговаривали), поехал только со всем классом. Понятно, что старшие били и обижали в ДД младших, говорит, что его не били, но видел, как били других».
«Мы забрали сына в почти два года (без двух недель) с ужасным недовесом, плохо ходящего, не говорящего. Первые месяцы бился головой о пол и стены, сосал палец, бил себя наотмашь постоянно. Ор был единственной формой общения. Этого во время визитов в дом ребенка я за ним не замечала, поэтому готова свалить на стресс от переезда. Что видела еще в доме ребенка и больнице до того, как забрали: ужасная боязнь воды и переодевания подгузников, неумение/нежелание быть на руках (он просто деревенел в руках, выгибался и начинал истерить). Я тоже подозреваю, что его "залечили" антибиотиками. Стопроцентно сказать не могу, но жутчайшие проблемы с ЖКТ дома чуточку нормализовались после лошадиных доз пробиотиков, из чего напрашивается вывод, что вся кишечная флора была просто убита. Он вообще не умел (и до сих пор не любит) жевать. Боремся с этим до сих пор, и наш логопед считает, что у него проблемы с речью еще и из-за неумения жевать (нужные для речи мышцы слишком слабые). В ДР у него в подгузнике была даже не просто опрелость, а одно сплошное больное кровоточащее месиво. Дома все это прошло за считанные недели, сейчас даже следов нет (поначалу были уверены, что останутся шрамы).
После переезда домой выяснилось, что у него нет ни одного антитела на проставленные в ДР (согласно бумагам) прививки. Я не знаю, может это просто его особенность, что ничего не привилось, или все же что-то не то было с вакцинами. Он не умел играть. Совсем. Бесцельно метался между игрушками, в прямом смысле по пять-семь секунд проводя с каждой. Где-то после полугода дома он начал очень хорошо играть, по многим параметрам практически соответствуя возрасту, так что это не его особенность, а просто не было сформировано. Мне тоже кажется, что никто его там особо не любил, потому что негативное о нем не раз вылезало то там, то сям в неформальных беседах во время визитов. Скорее всего, его там больше ругали чем хвалили, потому что первые месяцы дома он по привычке вел себя так, чтобы на него обрушивался исключительно негатив. Мне кажется, он другого внимания просто не знал. Это просто мои мысли и наблюдения. Меня там с ним не было, поэтому остается только догадываться… О длительных последствиях пребывания в системе я пока не могу судить (дома всего девять месяцев). И часто даже непонятно, что есть издержки системы, а что — особенности его характера… Единственное, я думаю, что даже если это и характер, то в системе это усугубилось, т.к. дома сейчас все равно хотя бы отчасти сгладилось. К примеру, у него до сих пор нет здорового баланса в эмоциях (скачут то вверх, то вниз), но сейчас уже хотя бы поближе к серединке скакания, а поначалу зашкаливало туда-сюда (особенно было заметно, когда старался понравится окружающим). Еще у него до сих пор болезненная необходимость закрывать все (столешницы, двери), но сейчас далеко не так сильно, как было поначалу».
«Самое плохое, что даже в хороших учреждениях всегда есть персонал с полным профвыгоранием. Это особые люди, они считают свою жестокость по отношению к детям даже не нормой, а благодеянием. Как избавляться от таких людей? Почему нас в ШПР пропускают через жесткий фильтр, а воспитателей даже никто не тестирует на профпригодность и профвыгорание? Ведь когда дверь в группу закрывается, никто уже не узнает, что там происходит за закрытой дверью, а детям некому пожаловаться, они бесправны…»
Источник: http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=5861058
Чужих детей не бываетЮлия Гиппенрейтер: «Когда вы разговариваете с ребенком - помолчите»
Юлия Гиппенрейтер: «Когда вы разговариваете с ребенком - помолчите»
Светлана Фомина 26.12.2013 15:55
Юлия Гиппенрейтер: «Когда вы разговариваете с ребенком - помолчите»
В середине декабря проект "Традиции детства" организовал встречу с Юлией Борисовной Гиппенрейтер. Встреча состоялась в клубе "Прожектор", зал был полный, пришли и родители, и семьи, и даже мамы с младенцами. В течение двух часов Юлия Борисовна терпеливо отвечала на вопросы родителей, приглашала каждого к себе поближе и разбирала конкретные ситуации, в которых оказываются взрослые, пытаясь понять своих детей.
Перед обаянием, спокойствием и мудростью 83-летней женщины, самого популярного современного российского психолога, устоять трудно, и родители, выходя к Юлии Борисовне на диалог, моментально сами превращались в детей.
Совместно с "Традициями Детства" "Летидором" заранее были подготовлены вопросы, которые хотелось задать профессору психологии, но уже после ответа на первый вопрос аудитория превратилась в поток: к Гиппенрейтер выстроилась нескончаемая очередь из родителей со своими проблемами, историями и ситуациями.
Надо отметить, Юлии Борисовне удалось провести порядка 20 мини-психотерапевтических сеансов с родителями. С каждым из них она разыгрывала диалоги, представляя родителя в роли ребенка, а себя - в роли родителя, и наоборот. "На общие вопросы я даю общие ответы", - повторяла она, и призывала разбирать конкретные ситуации.
В следующем году планируются новые встречи с Юлией Борисовной Гиппенрейтер. Ну а пока "Летидор" постарался зафиксировать самые важные моменты, которые обсуждались в "Прожекторе".

_30B3265.jpg
Что Вы думаете о планшетах и компьютерах? Вредны ли они, и какое влияние оказывают на развитие?

Ю.Б.: Вы никуда не денетесь от планшетов и компьютеров, это среда, в которой дети растут. Какое влияние оказывает наличие планшета или то, что ребенок с ним делает? Наверное, надо посмотреть, что он с ним делает, и включиться в совместный процесс. Лучше всего вы можете помочь ребенку в развитии, если будете делать что-то вместе с ним, и, далее, по закону зоны ближайшего развития (по Л. Выготскому), сначала вы будете брать на себя больше, а потом постепенно делегировать ему то, что он может выполнять сам. В итоге ребенок начнет все делать самостоятельно по закону интериоризации способностей, навыков, идей, вкусов.
Но сейчас получается так, что некоторые родители, бабушки и дедушки не владеют технологиями. В компьютерных играх действует закон любого обучения - ты что-то делаешь, получаешь результат, обратную связь, причем, в случае компьютерных и планшетных игр возможность получить результат - мгновенна. При хорошем контроле и грамотном развитии компьютерная индустрия - это одно из направлений приобретения ребенком знаний и навыков.
Сам по себе компьютер или планшет ничего не значат, важно то, как его ребенок использует.
Мама с вопросом: Многие родители переживают, что их дети проводят больше времени за компьютером, чем в общении со сверстниками, и проводя время в виртуальной реальности, лишаются чего-то другого в жизни, что с этим делать?
Ю.Б.: Начать жить в виртуальном пространстве - опасность, перед которой стоит все человечество. Дети иногда погружаются в него больше, чем в реальную жизнь, в преодоление препятствий не ногами, руками, а при помощи бегающих фигурок, в общении не с живыми людьми. Это опасно, но я думаю, что родители находят способ этого избежать - ограничивают пребывание в виртуальной реальности. Вам же приходится ребенка ограничивать, чтобы он не ел весь день шоколад или не пропадал по десять часов на улице, играя в футбол. Здесь идет речь о режиме и дисциплине.
Если есть такая проблема, то нужно принимать меры, но не крутые меры. Ограничивать - это значит не просто запрещать, а чем-то заменять. Поддержать его дружбу с другими ребятами, занять его чем-то ему интересным.

Но что получается на деле? Компьютерная игра конкурирует с культурным запасом и навыками родителя, и родитель проигрывает. Ну так не проигрывайте! Развивайтесь.
Не компьютер виноват. Компьютер не обладает эмоциями, он вызывает эмоции у ребенка. Но вы тоже можете вызывать эмоции у ребенка. Погружайте его в развитие, в хорошую классическую музыку, театр, музеи, живопись.
Но опять же, не переусердствуйте. Моя дочка, когда у нее родился ребенок, и ему был месяц, брала художественный альбом и раскрывала его перед лицом младенца. "Ты что делаешь?", - спрашиваю, - "Вкус у него вырабатываю". Музыку наверное можно уже в этом возрасте - слух уже работает, а глаза еще не конвергируют.
В моей хрестоматии для родителей есть история композитора Сергея Прокофьева, он пишет, что буквально родился в музыку, потому что когда мама его ждала, она много играла на пианино, а когда он родился, мама играла в соседней комнате.
Если ребенок живет в окультуренной среде, он ее впитывает. Впитывание культуры - это очень интересно, но до понимания того, как именно ребенок впитывает формы, краски, звуки, эмоциональные оттенки, наука психология еще не дошла.

В компьютере ребенок всего этого не найдет, только в живом общении. Благодаря расположенным к нему людям, ребенок может и хочет воспринимать то, что ему говорят. Но если общение сводится к крику или приказам, ребенок закрывается от всего, что ему транслируют. Канал общения с ребенком должен быть очень здоровым, и, что важно, бережным.

Нужно ли воспитывать детей, или все-таки важно научиться выстраивать диалог с ребенком? Как Вы относитесь к слову "воспитание"?

Ю.Б.: Часто под воспитанием понимают "нахлобучку". Навязывание своих вкусов, требований, задач, планов и мечт: "я его воспитываю таким, каким он должен быть, я знаю, что он должен знать, что он должен делать". Если воспитание понимать именно так, то я к этому отношусь плохо, и подобрала бы другое слово: помощь в развитии. Становление. Взращивание. Карл Роджерс говорил, что взрослого по отношению к ребенку можно сравнить с садовником, который помогает растению. Функция садовника - обеспечить водой, направить на растение свет, удобрить почву. То есть, создать условия для развития, но не тянуть за верхушку. Если вы будете тянуть за верхушку и в какую вам нужно сторону, вы его не вырастите.
Диалог - несколько суженное понятие, я бы сказала, взаимопонимание, настрой на понимание ребенка. Да, важно, когда ребенок понимает родителя, но родитель больше может понять о ребенке. А что значит - понять ребенка? Это, прежде всего, знать его потребности и их учитывать. Потребности меняются и не только с возрастом, но и индивидуально, в зависимости от траектории, по которой ребенок движется. Поэтому в диалоге важно услышать ребенка: почему он не слушается, отказывается, грубит. Если "услышать" входит в диалог, я это принимаю.
Грубые интерпретации слова "воспитание": когда ребенок не слушается - заставить, грубит - поправить, обижен - сказать: «нечего обижаться, сам виноват», я отвергаю.

Стоит ли ребенка часто хвалить? В какой момент нужно включать строгость? В каком объеме, чтобы ребенок не замкнулся?

_30B3272.jpgЮ.Б.: Знаете, мы становимся жертвами очень общих слов. Как измеряется объем строгости - килограммами или литрами? Я все-таки предпочитаю рассматривать конкретные ситуации.

Если ребенка хвалят, у него создается чувство, что если он не сделает хорошо, то его осудят. Всякая похвала имеет обратную сторону: хвалить - значит оценивать. Вам, может быть, знакомо понятие "безоценочное отношение к ребенку". Что это значит? Имеется в виду безоценочное отношение к ребенку, а не к его действиям. Вы наверное слышали, что стоит критиковать/хвалить действия ребенка, но не самого ребенка. Не "ты плохой", "ты умница", а "мне нравится, как ты сказал, сделал". "Этот поступок не очень хороший, ты, конечно, знаешь, что этот поступок не очень хороший, и в следующий раз будешь стараться поступить лучше, ведь так?", после критики хорошо добавить позитива.
Мама с вопросом: Не получается так. Вот я иногда так делаю, как Вы говорите, а он все равно мне в ответ "нет" и всё, почему?
ЮБ: Выйдите ко мне, расскажите, как это происходит. Я люблю беседовать конкретно.

Мама: Ребенок плохо поступил, отобрал игрушку у сестры. Я ему говорю: ты же понимаешь, что…
ЮБ: Подождите. Сколько лет ребенку, сколько лет сестре?

Мама: Сыну 4 года, он отбирает игрушку у двухлетней сестры. Сестра начинает плакать, а он убегает с ее игрушкой, и, видно, что он отобрал ее специально. Я ему говорю: ты же понимаешь, что плохо поступил, давай не будем в следующий раз так делать.
ЮБ: Не торопитесь. Вы делаете ошибку в первых же словах: ты же понимаешь, что плохо поступил. Это нотация, вы ему ее читаете. Нотации не ведут к пониманию вас и не приводят вас к пониманию ребенка. Надо смотреть, почему он ее отнял, что за этим стоит. За этим может стоять многое. И нехватка внимания, (он отнял игрушку, и мама обратила на него внимание), и месть маленькой сестричке, потому что ей внимания больше. У него давняя и затаенная обида. Значит, нужно ликвидировать эту эмоциональную нехватку.
Старайтесь внимательно относиться к тому, чтобы внимание к первому ребенку никак не изменилось с рождением второго ни по объему, ни по качеству. Конечно, это трудно. Я таскала своего второго ребенка подмышкой, делая с первым все, что я делала с ним раньше. И ревности не возникло, старшая очень быстро стала помогать мне и чувствовать, что мы - одна команда. Не допускайте чтения нотаций, поймите ребенка и ликвидируйте причину "злого замысла".
Вы не можете корректировать поведение в острых ситуациях. Когда ребенок что-то делает, и вы чувствуете, что он подогрет какой-то эмоцией, вы никогда не исправите его поведение в этот момент. Будете вы его наказывать, он не изменится. Эмоциональные причины надо выявлять и стараться их нивелировать, но в спокойной обстановке.
_30B3229.jpg Мама с вопросом: Ребенку 9 лет, ситуация в школе: двое детей за партой, один категорически не любит, когда берут его вещи, начинает кричать и чесаться, мой ребенок это знает, но обязательно что-то возьмет у него. Я с ним начинаю говорить, он смотрит в глаза и не может объяснить, почему он так делает.
Ю.Б.: Ну так это концерт! Почему он вам что-то должен объяснять, вы ему объясните.

Мама: Я ему объясняю! Я говорю: "Саша, ты же понимаешь…"

(смех и аплодисменты в зале перекрывают мамину речь)
Ю.Б.: Спасибо за моральную поддержку. Такие фразы - это родительские рефлексы, которые появились из культуры, из понимания воспитания как навязывания наших норм, требований к ребенку без выстраивания с ним диалога. Потому сначала - принятие ребенка и активное слушание. Почему метод активного слушания завоевал популярность?

Потому что когда родители начинают пытаться активно слушать, и такие рефлексы начинают очень быстро у них выскакивать, то удивляются сами дети, они моментально чувствуют, что им лучше живется, и сами начинают себя иначе вести, внимательнее относиться к родителям.
Помните, как вы обратитесь к ребенку, так и он будет обращаться к вам по закону подражания. Дети подражают. Поэтому если вы говорите "нет, не будешь", он вам ответит "нет, буду". Он вас зеркалит. Отображает. "Я тебя накажу" - "Ну и наказывай!". При директивном воспитании не очень просто учитывать все потребности ребенка. То же самое с мужьями и женами. Думаете, можно заставить что-то делать мужа или жену? Нет. Что начинается у детей? Обман родителей. Все как у взрослых.

Важны ли семейные традиции для укрепления связей между поколениями? Нужно ли общаться с бабушками, и зачем нужно общение со старшими родственниками?

Ю.Б.: Семейные традиции важны, конечно, это часть культуры. Другое дело, какие традиции. Если бабушка жива и похожа на Арину Родионовну, то это прекрасно. Но если бабушка поставила своей целью развести мужа и жену, потому что не одобряет выбор сына или дочери, то связь с таким поколением, наверное, не надо поддерживать. Можно ходить к ней в гости, но не жить с ней и копировать ее манеры. Мы не должны попадать в плен общих слов. Нужно смотреть, что несет предыдущее поколение. Уважать старших, конечно, нужно, но если бабушка или дедушка отзываются плохо о ком-то из родителей, а вы говорите ребенку, что он должен все равно их уважать, я не очень понимаю, зачем?
Гораздо важнее старшим научиться уважать ребенка. Вы меня спросите - с какого возраста нужно начинать его уважать. Отвечу - с пеленок. Уже с пеленок ребенок - это человек. Уважайте его путь, не говорите "я из тебя сделаю… бухгалтера, экономиста". А если он в душе художник?
Мама с вопросом: Дочь подруги здоровается не со всеми людьми. Что делать - заставлять со всеми здороваться или предоставить свободу?
Ю.Б.: Нужно ли насильно заставить и продавить? Я бы сказала нет. Надо с ребенком поговорить и его выслушать. Подруга с дочкой не поговорила, она вам жалуется на дочь. Диалога между мамой и дочерью не было, были нотации. Когда родитель говорит вот эти три слова "ты же понимаешь" - диалог превращается в чтение нотации.
Когда вы разговариваете с ребенком - помолчите. Будьте готовы держать паузу. Когда вы слушаете ребенка - избегайте вопросов. Молчите и старайтесь попасть в тон ребенка.
_30B3366.jpg Мама с вопросом: А как быть с вежливостью, обязанностями и дисциплиной?
Ю.Б.: Ребенок должен освоить много навыков и умений: чистить зубы, не вылезать из-за стола и потом возвращаться за стол, приучиться к горшку, к ложке. Надо стараться делать так, чтобы эти знания вливались в быт ребенка постепенно, без усилий. Дети перестают что-то делать, если родитель без уважения, без учета его состояния, переживаний, настаивает на своем правиле, принимает крутые меры. Отбирает компьютер, например.
Заинтересуйте ребенка, предложите ему вместо компьютера что-то другое. И далее, уже в спокойной атмосфере, вы сможете договориться о режиме и правилах. Старайтесь режимные вещи отрабатывать в мирной обстановке. Не бойтесь шутить, юмор в общении с детьми очень нужен.
Вы думаете, привычки вырабатываются от постоянного вдалбливания? Нет. Они нарабатываются постепенно.
Не стоит заменять регулярность формирования привычек понуканиями. Можно использовать записку, напоминающую картинку, календарик, на цветок приклеить стикер "полей меня, пожалуйста", заменить свой голос чем-то еще.

Будить ребенка в школу тоже не надо, замените будильником. Опоздал, прогулял - не ваши проблемы. Вы можете ему посочувствовать: неприятно, да.

С какого возраста можно давать ответственность за подъем?

Ю.Б.: В 4-5 уже можно.
Мама: Так рано, я думала лет в 10!
Ю.Б.: Я расскажу историю о своих друзьях. Кольский полуостров, полярная ночь, темнота, два ребенка: 5 лет мальчику, 3 года девочке. Дети сами встают, брат будит сестру, они одеваются, в шубах и шапках подходят к спящим родителям, будят их и говорят: "мама, папа, мы пошли в садик".

Пусть сияющий образ этих детей вас вдохновит. Но не фразы: "вставай, опоздаешь, давай скорее, одевайся".
Мама с вопросом: Как сделать, чтобы дети так делали?
Ю.Б.: Пробуйте. Экспериментируйте. Попробуйте вести себя совершенно иначе, чем ребенок от вас ждет. Слезьте с него, не отнимайте развитие ребенка заботой о себе: "а как же он дальше будет жить".
_30B3423.jpg Папа с вопросом: Хочу прояснить ситуацию с самостоятельностью. Сыну три года, и он начал чистить зубы, сначала с нашей помощью, а теперь сам. Он их чистит как умеет, и наш стоматолог сказал, что у ребенка будут большие проблемы с зубами, лучше бы, чтобы я их ему чистил для сохранения зубов. И вроде бы, простая вещь, но вырастает в проблему, я забираю у ребенка щетку, начинаю чистить зубы ему сам, ребенок теряет к чистке всякий интерес, и это превращается в психологическую проблему, я не знаю, что с этим делать.
Ю.Б.: Смените стоматолога.
Мама с вопросом: Влияет ли генетика на формирование личности?
Ю.Б.: Что вы назваете генетикой?
Мама: Алкоголизм, генетические болезни. Речь идет о приемных детях моих друзей, они воспитывали приемного ребенка, но из него ничего хорошего не получилось, несмотря на то, что они по разговорам, буквально молились на него. Я пытаюсь понять.
Ю.Б.: На общий вопрос я даю общий ответ. Генетические предпосылки есть, особенно, если речь идет о соматических болезнях. Туберкулез, склонность к алкоголизму тоже могут передаваться, но не сам алкоголизм. Если ребенок приемный, хорошо бы знать родителей.
Я верю в генетические предпосылки темперамента - кто-то более спокойный, кто-то более чувствительный или азартный, это подробно написано в моей книжке про характеры. Но генетика - это не личность: благородная, честная, самостоятельная, верящая в идеалы, или корыстная, эгоистичная, преступная - личность формирует траектория жизни, среда, родители и бабушки, общество. Что сейчас ценится в обществе? А в каком обществе? Что ребенок подхватывает, берет для себя? Это не гены.
Мама с вопросом: Дочке 4 года, мы с ней делаем игрушки из слоеного теста. Я ей говорю: посмотри какие у нас красивые игрушки получаются, а она мне отвечает: да, красивые, но у меня красивее. Почему она так говорит?
Ю.Б.: Видимо, у вас в семье культивируются оценки. Она хочет хвалить себя и ждет похвалы от вас.
Мама с вопросом: Что делать с желаниями детей купить какую-нибудь страшную куклу типа монстра Хай? Дочка хочет, говорит, "у всех есть, у меня нет"?
Ю.Б.: Реклама и мода - социальные поветрия, они, как вирусы, проходят, но вы не можете изолировать от них ребенка. Обезопасить от влияния вы можете только твердыми принципами, которые сами в себе создали. Если вы против чего-то - растите этот протест с пеленок, и если вы частично чувствуете, что ребенок в чем-то прав, или вы чувствуете, что не правы - скажите ему об этом. Он будет вам бесконечно благодарен. Если вы признаете свою неправоту, вы сделаете гигантский шаг вперед.
_30B3352.jpg Мама с вопросом: Что Вы думаете о раннем развитии ребенка, у нас с мужем разные взгляды на этот вопрос. Он говорит, что я не должна мучить ребенка...
Ю.Б.: А "я его хочу мучить", да?
Мама: Нет, конечно, но ребенку уже полтора года, мне рассказали про удивительную методику раннего чтения, и…
Ю.Б.: Ужасно, я даже слушать не буду. Это как раз и называется "тянуть за верхушку". Или вести себя как некоторые дети: посадят что-то в землю, а потом сразу же достают - проверяют - пустило ли растение корни. Пойте песни, читайте сказки, живите с ним.

Мама: Я ему читаю книжки с обозначениями животных...
Ю.Б.: С обозначениями…
Мама: Я ему читаю, он повторяет за мной слоги.
Ю.Б.: Очень хорошо, учится говорить.
Мама: Если я этого не делаю, на следующий день он забывает, стоит ли эти занятия продолжать, тратить на это время?
Ю.Б.: Тратить на это время? Такая формулировка неуместна. Живите с ребенком, говорите с ним, показывайте ему мир. Но не занимайтесь, сжав зубы и тратя время. Важна тональность времяпрепровождения с ребенком. Во время гуляния у некоторых мам есть цель: строй снежную бабу, качайся на качелях, лазь по лесенкам. А ребенку интересны и забор, и кошка, и голубь.

Нужно ли торопиться загружать ребенка кружками, применять различные методики развития?

Ю.Б.: Ребенок нуждается в свободном времени. Дайте ребенку 2-3 свободных часа в день. Дети очень хорошо играют сами с собой. В хрестоматии для родителей есть история из детства Агаты Кристи. Она росла в состоятельной семье, но мать запрещала няне учить читать маленькую Кристи, потому что не хотела, чтобы Агата начала читать книги, которые ей не полагаются по возрасту. Когда Агате Кристи исполнилось шесть лет, няня пришла к маме и сказала: "Мадам, я вынуждена Вас огорчить: Агата научилась читать".
Кристи рассказывала в своих мемуарах как в детстве она играла в воображаемых котят. Она разыгрывала сюжеты с котятами, придумывала истории, наделяла их характерами, а няня сидела рядом и вязала чулок.
Таких фантазий, которые разыгрываются у детей, у взрослых уже нет. Рациональный ум убивает творческие силы, способности и возможности. Конечно, логика и рациональные зерна должны быть, в то же время ребенок - существо особенное. Наверное, вы замечали, что дети иногда "впадают в прострацию", состояние естественного транса. В этом состоянии они перерабатывают информацию особенно интенсивно.
Ребенок может уставиться на букашку, на листик, на солнечного зайчика, а учительница ему кричит: "Иванов, опять ворон ловишь". Но в это время у Иванова идет важный мыслительный процесс, он, может быть, будущий Андерсен.
В этой же хрестоматии описывается детство скрипача Иегуди Менухина, момент, когда его отдали в школу, в первый класс, и после школы родители поинтересовались у Иегуди: "Что было в школе?", - "За окном рос очень красивый дуб", сказал он, и больше ничего. Его поразила художественная натура.
И вы не знаете, что вашего ребенка поразило в данный момент - картина, звук, запах, но точно не "уникальная методика, разработанная, блаблабла".
Ребенку нужен выбор, как говорила Мария Монтессори: "среда ребенка должна быть обогащенной". Серые стены и обездвиженный ребенок - это не то, что нужно для развития.
_30B3494.JPG
Как Вы относитесь к методике Монтессори?

Ю.Б.: Я не знаю, что с ее методиками теперь делают. Она была глубоким психологом, философом, врачом и очень тонким наблюдателем. Она не называла воспитателей воспитателями, она их называла наставницами. Она говорила: "не вмешивайтесь в то, что делает ребенок".
Монтессори описывает в своей книге случай, когда малыш, чтобы увидеть рыб в аквариуме за головами более высоких людей, начинает тащить табуретку, чтобы на нее встать. Но тут "наставница" выхватывает у него табуретку, поднимает его над всеми, чтобы он увидел рыб, и Монтессори описывает, как в его глазах озарение, торжество, след того, что он сам нашел решение, гаснет, сошло с его лица, оно стало покорным и скучным. Воспитательница выхватила у него из рук первые и важные ростки самостоятельности.
Часто бывает, что во время игр некоторые мамы просят своих детей все убирать на место или требуют оценки действий ребенка от педагога. Маме нужно, чтобы какой-то специалист составил мнение о ребенке? Ее ребенке. Для мамы должны быть неважными похвала или оценка педагога, а важным должно быть то, что ее ребенок естественным образом пыхтит, ошибается, ищет, находит, для нее должен быть важен процесс, в котором находится ребенок - не лезьте в него, этот процесс святой.
"Летидор" благодарит Анну Сергееву (проект "Традиции детства") за организацию встречи с Юлией Борисовной Гиппенрейтер.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Чужих детей не бываетhttp://www.youtube.com/watch?v=Uu03J1svd-c
ФИЛЬМ http://www.youtube.com/watch?v=Uu03J1svd-c

Опрос

Считаете ли вы своего ребенка одаренным?